Национальные цели, нацпроекты и госпрограммы — нормативные основы и взаимосвязи
«Цифровая экономика» — предтеча современных нацпроектов
Первым современным нацпроектом следует считать национальную программу «Цифровая экономика» — хотя, в момент объявления нацпрограммы новый термин «национальный проект» еще не вошел в широкое употребление (точнее, термин уже был почти хорошо забытым старым). «Современным» — потому что более, чем за 10 лет до «Цифровой экономики» в стратегическом планировании уже использовалсо термин «национальный проект» в сочетании «приоритетный национальный проект». В 2006 году были объявлены 4 приоритетных национальных проекта: «Здоровье», «Жилье», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса».
Куратором приоритетных национальных проектов тогда был молодой Первый зампред Правительства Д.А.Медведев. Де юре приоритетные нацпроекты образца 2006 года просуществовали в различных правительственных документах до 2018 года, но фактически их реализация сошла на нет несколькими годами раньше.
Будучи объявленной летом 2017 года (нацпрограмма удостоилась персонального РП РФ — № 1632-р от 28.07.2017), «Цифровая экономика» не успела попасть в верставшийся федеральный бюджет 2018 года, и для начала ее практической реализации в 2018 году потребовалось издать еще одно специальное РП РФ — № 528-р от 29.03.2018. По этому распоряжению на реализацию нацпрограммы была выделена из Резервного фонда Правительства довольно скромная сумма — немногим более 3 млрд рублей. Но и они не были израсходованы, потому что в мае 2018 был издан известный Майский Указ Президента РФ (№ 204 от 07.05.2018), в котором были объявлены сразу 12 нацпроектов (их перечень ниже), реализация которых должна была начаться с 2019 года. В перечне была и «Цифровая экономика», но все ранее планировавшиеся под нее бюджетные расходы подлежали пересмотру в связи с новой концепцией нацпроектов.
В первой версии нацпрограммы «Цифровая экономика» еще не использовалось понятие «федеральный проект» - структурные элементы нацпрограммы назывались направлениями, и их было пять. Все эти направления стали федеральными проектами в редакции нацпрограммы 2018 года, и к ним добавился еще один федпроект. Исторически первый перечень ФП нацпрограммы ««Цифровая экономика»:
- Нормативное регулирование цифровой среды
- Информационная инфраструктура
- Кадры для цифровой экономики
- Информационная безопасность
- Цифровые технологии
- Цифровое государственное управление
Еще одной особенностью нацпрограммы «Цифровая экономика» (с момента получения ею статуса нацпроекта и до настоящего времени) является то, что у «Цифровой экономики» своя собственная система проектного управления, нормативно отделенная от всех других нацпроектов. В 2017 году, через месяц после объявления нацпрограммы «Цифровая экономика», было выпущено ПП РФ от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализацией программы "Цифровая экономика Российской Федерации"». Спустя полтора года это постановление было заменено новым, действующим в настоящее время — ПП РФ от 02.03.2019 № 234. О системе управления нацпроектами планируется серия тематических постов — в ней подробнее будет и об управлении НП ЦЭ.
Национальные цели и нацпроекты
Из майского (2018) Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:
"2. Правительству Российской Федерации:
...
б) в соответствии с национальными целями, определенными пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям:
- демография;
- здравоохранение;
- образование;
- жилье и городская среда;
- экология;
- безопасные и качественные автомобильные дороги;
- производительность труда и поддержка занятости;
- наука;
- цифровая экономика;
- культура;
- малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
- международная кооперация и экспорт".
12 направлений, названных в Указе, обозначили 12 нацпроектов, подлежащих разработке. Позднее в 2018 году к ним добавился 13-й нацпроект — транспортная часть (там была еще энергетическая часть) Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. У этого 13-го нацпроекта был свой собственный НПА — РП РФ от 30.09.2018 № 2101-р. Таким образом, из 13-ти нацпроектов образца 2018 года только у двух были собственные НПА, являющиеся основаниями для начала их реализации. Для всех остальных НП таким общим НПА-основанием является Майский Указ. Позднее, в 2019 было выпущено РП РФ от 12.02.2019 № 95-р, объявившее утратившим силу РП РФ от 28.07.2017 N 1632-р — персональный НПА-основание НП ЦЭ.
В апреле 2020 года издан Указ Президента РФ № 270 «О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации»; комплексная программу «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (КП РТТН), разработанная в соответствии с этим Указом, в феврале 2021 года получила статус 14-го нацпроекта. Правда, позднее летом того же года Минфин «разжаловал» КП РТТН из нацпроектов, исключив код этого нацпроекта из федеральной бюджетной классификации. При этом федпроекты, входящие в КП РТТН, остались в бюджетной классификации 2022 года в статусе федпроектов, не входящих в состав нацпроектов. С чем связана эта история, непонятно, потому что со стороны «Росатома», ответственного за КП РТТН, примерно в это же время прозвучало заявление, что нацпроект КП РТТН будет продлен до 2030 года.
В 2020 году началась разработка национального проекта в сфере туризма — соответствующее поручение было дано Президентом РФ В.В.Путиным по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 13 июля 2020 г. (поручение от 20.07.2020 № Пр-1124). Паспорт НП «Туризм и индустрия гостеприимства» утвержден в августе 2021 года; этот нацпроект стал 15-м по счету.
Таким образом, на сегодняшний день имеются 14 утвержденных нацпроектов и один неподтвержденный.
Паспорта НП
Национальные проекты (НП) состоят из федеральных проектов (ФП). С концептуальной точки зрения, ФП являются основными исполнительными элементами НП, а каждый НП является верхнеуровневым «контейнером» для своих ФП.
Легитимность НП/ФП определяется специальным документом — паспортом проекта. Паспорта НП утверждаются Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Паспорта ФП утверждаются проектным комитетом соответствующего НП. Роль проектного комитета НП может исполняться соответствующей Правительственной комиссией при вице-премьере, курирующем НП, межведомственной или ведомственной комиссией — в зависимости от структурной и исполнительской сложности НП.
По существу, НП (паспорта НП как документальные представления НП) являются документами стратегического планирования федерального уровня, однако, они не упоминаются в качестве таковых в основном НПА, посвященном стратегическому планированию в РФ - Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. Этот нормативный недочет исправлен только в Указе Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Очевидно, в обозримом будущем в Федеральный закон 172-ФЗ будут внесены изменения с учетом Указа Президента № 633.
Паспорта 11 из 12 НП (кроме паспорта НП ЦЭ), определенных в Майском Указе, утверждены в декабре 2018 года; паспорт НП ЦЭ утвержден в июне 2019 года. Задержка с утверждением паспорта фактически самого первого нацпроекта была связана с тем, что предварительно пришлось перерабатывать (в соответствии с правительственной Методикой разработки НП/ФП, утвержденной летом 2018 года) паспорта направлений (предшественников ФП) нацпрограммы «Цифровая экономика», которые не соответствовали этой Методике.
Паспорта 13-ти НП, утвержденные в 2018-2019 гг., до настоящего времени являются единственными официально опубликованными версиями. Несмотря на то, что паспорта НП и ФП регулярно пересматриваются и изменения в них вносятся по несколько раз в год (а в паспорта ФП — до нескольких десятков раз в год), новые версии паспортов НП не опубликованы на сайте Правительства РФ в разделе «Нацпроекты».
На сайте Правительства отсутствуют также паспорта двух НП, утвержденных в 2021 г. — КП РТТН («атомный» нацпроект) и «Туризм и индустрия гостеприимства».
A. Перечень нацпроектов и федпроектов (2019-2022 гг.)
Код | Код | Наименование НП / ФП | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|---|---|---|
НП | ФП | |||||
105 | 79 | 79 | 82 | 84 | ||
A | Культура | |||||
A | A1 | Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда») | + | + | + | + |
A | A2 | Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди») | + | + | + | + |
A | A3 | Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура») | + | + | + | + |
D | Цифровая экономика | |||||
D | D1 | Нормативное регулирование цифровой среды | + | + | + | + |
D | D2 | Информационная инфраструктура | + | + | + | + |
D | D3 | Кадры для цифровой экономики | + | + | + | + |
D | D4 | Информационная безопасность | + | + | + | + |
D | D5 | Цифровые технологии | + | + | + | + |
D | D6 | Цифровое государственное управление | + | + | + | + |
D | D7 | Искусственный интеллект | + | + | ||
D | D8 | Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли | + | |||
D | D9 | Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи | + | |||
D | DА | Цифровые услуги и сервисы онлайн | + | |||
E | Образование | |||||
E | E1 | Современная школа | + | + | + | + |
E | E2 | Успех каждого ребенка | + | + | + | + |
E | E3 | Поддержка семей, имеющих детей | + | + | ||
E | E4 | Цифровая образовательная среда | + | + | + | + |
E | E5 | Учитель будущего | + | + | ||
E | E6 | Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования) | + | + | + | + |
E | E7 | Новые возможности для каждого | + | + | ||
E | E8 | Социальная активность | + | + | + | + |
E | E9 | Экспорт образования | + | + | ||
E | EА | Социальные лифты для каждого | + | + | + | + |
E | EВ | Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации | + | + | ||
E | EГ | Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России") | + | + | ||
F | Жилье и городская среда | |||||
F | F1 | Жилье | + | + | + | + |
F | F2 | Формирование комфортной городской среды | + | + | + | + |
F | F3 | Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда | + | + | + | + |
F | F4 | Ипотека | + | + | ||
F | F5 | Чистая вода | + | + | ||
G | Экология | |||||
G | G1 | Чистая страна | + | + | + | + |
G | G2 | Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами | + | + | + | + |
G | G3 | Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности | + | + | + | + |
G | G4 | Чистый воздух | + | + | + | + |
G | G5 | Чистая вода | + | + | ||
G | G6 | Оздоровление Волги | + | + | + | + |
G | G7 | Сохранение озера Байкал | + | + | + | + |
G | G8 | Сохранение уникальных водных объектов | + | + | + | + |
G | G9 | Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма | + | + | + | + |
G | GА | Сохранение лесов | + | + | + | + |
G | GБ | Внедрение наилучших доступных технологий | + | + | ||
I | Малое и среднее предпринимательство (МСП) | |||||
I | I1 | Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности | + | + | ||
I | I2 | Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию | + | + | + | + |
I | I3 | Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства | + | + | ||
I | I4 | Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию | + | + | + | + |
I | I5 | Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства | + | + | + | + |
I | I7 | Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации | + | + | ||
I | I8 | Популяризация предпринимательства | + | + | + | + |
J | Туризм и индустрия гостеприимства | |||||
J | J1 | Развитие туристической инфраструктуры | + | + | ||
J | J2 | Повышение доступности туристических продуктов | + | + | ||
J | J3 | Совершенствование управления в сфере туризма | + | + | ||
L | Производительность труда | |||||
L | L1 | Системные меры по повышению производительности труда | + | + | + | + |
L | L2 | Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях | + | + | + | + |
L | L3 | Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда | + | + | ||
N | Здравоохранение | |||||
N | N1 | Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи | + | + | + | + |
N | N2 | Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями | + | + | + | + |
N | N3 | Борьба с онкологическими заболеваниями | + | + | + | + |
N | N4 | Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям | + | + | + | + |
N | N5 | Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами | + | + | + | + |
N | N6 | Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий | + | + | + | + |
N | N7 | Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) | + | + | + | + |
N | N8 | Развитие экспорта медицинских услуг | + | + | + | + |
N | N9 | Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации | + | |||
P | Демография | |||||
P | P1 | Финансовая поддержка семей при рождении детей | + | + | + | + |
P | P2 | Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет | + | + | + | + |
P | P3 | Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения | + | + | + | + |
P | P4 | Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек | + | + | + | + |
P | P5 | Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва | + | + | + | + |
R | Безопасные качественные дороги (БКД) | |||||
R | R1 | Дорожная сеть | + | + | + | + |
R | R2 | Общесистемные меры развития дорожного хозяйства | + | + | + | + |
R | R3 | Безопасность дорожного движения | + | + | + | + |
R | R4 | Автомобильные дороги Минобороны России | + | + | + | + |
R | R6 | Развитие федеральной магистральной сети | + | + | ||
R | R7 | Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях | + | + | ||
S | Наука и университеты | |||||
S | S1 | Развитие научной и научно-производственной кооперации | + | + | ||
S | S2 | Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации | + | + | ||
S | S3 | Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок | + | + | ||
S | S4 | Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии | + | + | ||
S | S5 | Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям | + | + | ||
S | S6 | Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров | + | + | ||
S | S7 | Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок | + | + | ||
T | Международная кооперация и экспорт | |||||
T | T1 | Промышленный экспорт | + | + | + | + |
T | T2 | Экспорт продукции АПК | + | + | + | + |
T | T3 | Логистика международной торговли | + | + | ||
T | T4 | Экспорт услуг | + | + | ||
T | T5 | Системные меры развития международной кооперации и экспорта | + | + | ||
T | T6 | Системные меры развития международной кооперации и экспорта | + | + | + | + |
U | Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года | |||||
U | U1 | Разработка технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом | + | + | ||
U | U2 | Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом | + | + | ||
U | U3 | Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий | + | + | ||
U | U4 | Разработка новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем | + | + | ||
U | U5 | Проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций, в том числе атомных станций малой мощности | + | + | ||
V | Комплексный план - Транспортная инфраструктура | |||||
V | V1 | Европа-Западный Китай | + | + | + | + |
V | V2 | Морские порты России | + | + | + | + |
V | V3 | Северный морской путь | + | + | + | + |
V | V4 | Железнодорожный транспорт и транзит | + | + | + | |
V | V5 | Транспортно-логистические центры | + | + | + | |
V | V6 | Коммуникации между центрами экономического роста | + | + | ||
V | V7 | Развитие региональных аэропортов и маршрутов | + | + | + | + |
V | V8 | Высокоскоростное железнодорожное сообщение | + | + | + | + |
V | V9 | Внутренние водные пути | + | + | ||
V | VГ | Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог | + | + | ||
V | VД | Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово - Черноморского бассейна | + | + | ||
V | VЕ | Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна | + | + | ||
V | VЖ | Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла | + | + |