Национальные цели, нацпроекты и госпрограммы — нормативные основы и взаимосвязи

«Цифровая экономика» — предтеча современных нацпроектов

Первым современным нацпроектом следует считать национальную программу «Цифровая экономика» — хотя, в момент объявления нацпрограммы новый термин «национальный проект» еще не вошел в широкое употребление (точнее, термин уже был почти хорошо забытым старым). «Современным» — потому что более, чем за 10 лет до «Цифровой экономики» в стратегическом планировании уже использовалсо термин «национальный проект» в сочетании «приоритетный национальный проект». В 2006 году были объявлены 4 приоритетных национальных проекта: «Здоровье», «Жилье», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса».

Куратором приоритетных национальных проектов тогда был молодой Первый зампред Правительства Д.А.Медведев. Де юре приоритетные нацпроекты образца 2006 года просуществовали в различных правительственных документах до 2018 года, но фактически их реализация сошла на нет несколькими годами раньше.

Будучи объявленной летом 2017 года (нацпрограмма удостоилась персонального РП РФ — № 1632-р от 28.07.2017), «Цифровая экономика» не успела попасть в верставшийся федеральный бюджет 2018 года, и для начала ее практической реализации в 2018 году потребовалось издать еще одно специальное РП РФ — № 528-р от 29.03.2018. По этому распоряжению на реализацию нацпрограммы была выделена из Резервного фонда Правительства довольно скромная сумма — немногим более 3 млрд рублей. Но и они не были израсходованы, потому что в мае 2018 был издан известный Майский Указ Президента РФ (№ 204 от 07.05.2018), в котором были объявлены сразу 12 нацпроектов (их перечень ниже), реализация которых должна была начаться с 2019 года. В перечне была и «Цифровая экономика», но все ранее планировавшиеся под нее бюджетные расходы подлежали пересмотру в связи с новой концепцией нацпроектов.

В первой версии нацпрограммы «Цифровая экономика» еще не использовалось понятие «федеральный проект» - структурные элементы нацпрограммы назывались направлениями, и их было пять. Все эти направления стали федеральными проектами в редакции нацпрограммы 2018 года, и к ним добавился еще один федпроект. Исторически первый перечень ФП нацпрограммы ««Цифровая экономика»:

  1. Нормативное регулирование цифровой среды
  2. Информационная инфраструктура
  3. Кадры для цифровой экономики
  4. Информационная безопасность
  5. Цифровые технологии
  6. Цифровое государственное управление

Еще одной особенностью нацпрограммы «Цифровая экономика» (с момента получения ею статуса нацпроекта и до настоящего времени) является то, что у «Цифровой экономики» своя собственная система проектного управления, нормативно отделенная от всех других нацпроектов. В 2017 году, через месяц после объявления нацпрограммы «Цифровая экономика», было выпущено ПП РФ от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализацией программы "Цифровая экономика Российской Федерации"». Спустя полтора года это постановление было заменено новым, действующим в настоящее время — ПП РФ от 02.03.2019 № 234. О системе управления нацпроектами планируется серия тематических постов — в ней подробнее будет и об управлении НП ЦЭ.

Национальные цели и нацпроекты

Из майского (2018) Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

"2. Правительству Российской Федерации:

...

б) в соответствии с национальными целями, определенными пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям:

  • демография;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • жилье и городская среда;
  • экология;
  • безопасные и качественные автомобильные дороги;
  • производительность труда и поддержка занятости;
  • наука;
  • цифровая экономика;
  • культура;
  • малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
  • международная кооперация и экспорт".

12 направлений, названных в Указе, обозначили 12 нацпроектов, подлежащих разработке. Позднее в 2018 году к ним добавился 13-й нацпроект — транспортная часть (там была еще энергетическая часть) Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. У этого 13-го нацпроекта был свой собственный НПА — РП РФ от 30.09.2018 № 2101-р. Таким образом, из 13-ти нацпроектов образца 2018 года только у двух были собственные НПА, являющиеся основаниями для начала их реализации. Для всех остальных НП таким общим НПА-основанием является Майский Указ. Позднее, в 2019 было выпущено РП РФ от 12.02.2019 № 95-р, объявившее утратившим силу РП РФ от 28.07.2017 N 1632-р — персональный НПА-основание НП ЦЭ.

В апреле 2020 года издан Указ Президента РФ № 270 «О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации»; комплексная программу «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (КП РТТН), разработанная в соответствии с этим Указом, в феврале 2021 года получила статус 14-го нацпроекта. Правда, позднее летом того же года Минфин «разжаловал» КП РТТН из нацпроектов, исключив код этого нацпроекта из федеральной бюджетной классификации. При этом федпроекты, входящие в КП РТТН, остались в бюджетной классификации 2022 года в статусе федпроектов, не входящих в состав нацпроектов. С чем связана эта история, непонятно, потому что со стороны «Росатома», ответственного за КП РТТН, примерно в это же время прозвучало заявление, что нацпроект КП РТТН будет продлен до 2030 года.

В 2020 году началась разработка национального проекта в сфере туризма — соответствующее поручение было дано Президентом РФ В.В.Путиным по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 13 июля 2020 г. (поручение от 20.07.2020 № Пр-1124). Паспорт НП «Туризм и индустрия гостеприимства» утвержден в августе 2021 года; этот нацпроект стал 15-м по счету.

Таким образом, на сегодняшний день имеются 14 утвержденных нацпроектов и один неподтвержденный.

Паспорта НП

Национальные проекты (НП) состоят из федеральных проектов (ФП). С концептуальной точки зрения, ФП являются основными исполнительными элементами НП, а каждый НП является верхнеуровневым «контейнером» для своих ФП.

Легитимность НП/ФП определяется специальным документом — паспортом проекта. Паспорта НП утверждаются Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Паспорта ФП утверждаются проектным комитетом соответствующего НП. Роль проектного комитета НП может исполняться соответствующей Правительственной комиссией при вице-премьере, курирующем НП, межведомственной или ведомственной комиссией — в зависимости от структурной и исполнительской сложности НП.

По существу, НП (паспорта НП как документальные представления НП) являются документами стратегического планирования федерального уровня, однако, они не упоминаются в качестве таковых в основном НПА, посвященном стратегическому планированию в РФ - Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. Этот нормативный недочет исправлен только в Указе Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Очевидно, в обозримом будущем в Федеральный закон 172-ФЗ будут внесены изменения с учетом Указа Президента № 633.

Паспорта 11 из 12 НП (кроме паспорта НП ЦЭ), определенных в Майском Указе, утверждены в декабре 2018 года; паспорт НП ЦЭ утвержден в июне 2019 года. Задержка с утверждением паспорта фактически самого первого нацпроекта была связана с тем, что предварительно пришлось перерабатывать (в соответствии с правительственной Методикой разработки НП/ФП, утвержденной летом 2018 года) паспорта направлений (предшественников ФП) нацпрограммы «Цифровая экономика», которые не соответствовали этой Методике.

Паспорта 13-ти НП, утвержденные в 2018-2019 гг., до настоящего времени являются единственными официально опубликованными версиями. Несмотря на то, что паспорта НП и ФП регулярно пересматриваются и изменения в них вносятся по несколько раз в год (а в паспорта ФП — до нескольких десятков раз в год), новые версии паспортов НП не опубликованы на сайте Правительства РФ в разделе «Нацпроекты».

На сайте Правительства отсутствуют также паспорта двух НП, утвержденных в 2021 г. — КП РТТН («атомный» нацпроект) и «Туризм и индустрия гостеприимства».

Рис. 1. Взаимосвязи национальных целей, нацпроектов и госпрограмм

A. Перечень нацпроектов и федпроектов (2019-2022 гг.)

КодКодНаименование НП / ФП2019202020212022
НПФП
10579798284
AКультура
AA1Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»)++++
AA2Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди»)++++
AA3Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»)++++
DЦифровая экономика
DD1Нормативное регулирование цифровой среды++++
DD2Информационная инфраструктура++++
DD3Кадры для цифровой экономики++++
DD4Информационная безопасность++++
DD5Цифровые технологии++++
DD6Цифровое государственное управление++++
DD7Искусственный интеллект++
DD8Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли+
DD9Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи+
DЦифровые услуги и сервисы онлайн+
EОбразование
EE1Современная школа++++
EE2Успех каждого ребенка++++
EE3Поддержка семей, имеющих детей++
EE4Цифровая образовательная среда++++
EE5Учитель будущего++
EE6Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)++++
EE7Новые возможности для каждого++
EE8Социальная активность++++
EE9Экспорт образования++
EСоциальные лифты для каждого++++
EПатриотическое воспитание граждан Российской Федерации++
EРазвитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России")++
FЖилье и городская среда
FF1Жилье++++
FF2Формирование комфортной городской среды++++
FF3Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда++++
FF4Ипотека++
FF5Чистая вода++
GЭкология
GG1Чистая страна++++
GG2Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами++++
GG3Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности++++
GG4Чистый воздух++++
GG5Чистая вода++
GG6Оздоровление Волги++++
GG7Сохранение озера Байкал++++
GG8Сохранение уникальных водных объектов++++
GG9Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма++++
GСохранение лесов++++
GВнедрение наилучших доступных технологий++
IМалое и среднее предпринимательство (МСП)
II1Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности++
II2Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию++++
II3Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства++
II4Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию++++
II5Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства++++
II7Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации++
II8Популяризация предпринимательства++++
JТуризм и индустрия гостеприимства
JJ1Развитие туристической инфраструктуры++
JJ2Повышение доступности туристических продуктов++
JJ3Совершенствование управления в сфере туризма++
LПроизводительность труда
LL1Системные меры по повышению производительности труда++++
LL2Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях++++
LL3Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда++
NЗдравоохранение
NN1Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи++++
NN2Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями++++
NN3Борьба с онкологическими заболеваниями++++
NN4Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям++++
NN5Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами++++
NN6Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий++++
NN7Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)++++
NN8Развитие экспорта медицинских услуг++++
NN9Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации+
PДемография
PP1Финансовая поддержка семей при рождении детей++++
PP2Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет++++
PP3Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения++++
PP4Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек++++
PP5Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва++++
RБезопасные качественные дороги (БКД)
RR1Дорожная сеть++++
RR2Общесистемные меры развития дорожного хозяйства++++
RR3Безопасность дорожного движения++++
RR4Автомобильные дороги Минобороны России++++
RR6Развитие федеральной магистральной сети++
RR7Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях++
SНаука и университеты
SS1Развитие научной и научно-производственной кооперации++
SS2Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации++
SS3Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок++
SS4Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии++
SS5Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям++
SS6Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров++
SS7Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок++
TМеждународная кооперация и экспорт
TT1Промышленный экспорт++++
TT2Экспорт продукции АПК++++
TT3Логистика международной торговли++
TT4Экспорт услуг++
TT5Системные меры развития международной кооперации и экспорта++
TT6Системные меры развития международной кооперации и экспорта++++
UРазвитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года
UU1Разработка технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом++
UU2Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом++
UU3Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий++
UU4Разработка новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем++
UU5Проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций, в том числе атомных станций малой мощности++
VКомплексный план - Транспортная инфраструктура
VV1Европа-Западный Китай++++
VV2Морские порты России++++
VV3Северный морской путь++++
VV4Железнодорожный транспорт и транзит+++
VV5Транспортно-логистические центры+++
VV6Коммуникации между центрами экономического роста++
VV7Развитие региональных аэропортов и маршрутов++++
VV8Высокоскоростное железнодорожное сообщение++++
VV9Внутренние водные пути++
VРазвитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог++
VРазвитие железнодорожных подходов к морским портам Азово - Черноморского бассейна++
VРазвитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна++
VРазвитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла++